Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость»

ЧЛЕН АРМЯНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНГРЕГАЦИИ МХИТАРИСТОВ НА ОСТРОВЕ СВ. ЛАЗАРЯ В ВЕНЕЦИИ МИНАС БЖШКЯНЦ (МИНАС МЕДИЦИ)

Минас Медици

Среди многих авторов, описавших в разное время Крымский полуостров, одной из самых интересных, загадочных и малоизученных личностей является Минас Бжшкянц (Минас Медици). Священник Минас Медици (1777-1851), урожденец Трапезунда, был монахом армяно-католического монастыря мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. В 1717 году декретом Сената Венецианской республики остров св. Лазаря был предоставлен «в вечное пользование» армянскому монаху Мхитару и его ученикам для основания армянского монастыря. Со временем монастырь стал центром просвещения, не имеющего аналогов в армянской диаспоре. На острове были собраны армянские рукописи, а с 1797 года в монастыре начала действовать типография; изданные в ней книги стали уникальными.

Значительную часть своей жизни Минас Медици прожил в Крыму, в городе Карасубазаре (современный Белогорск). В Государственном архиве Республики Крым хранится дело «По предписанию министра духовных дел и народного просвещения, о армяно-католическом иеромонахе Минасе Медици», датированное 1821 годом, благодаря которому мы можем узнать некоторые подробности появления Минаса Медици в Крыму. В начале 1821 года он прибыл из Вены в Феодосию, где «Его императорского величества всемилостивейшего государя моего статский советник, феодосийский градоначальник и орденов св. равноапостольного князя Владимира 3-й и св. Анны 2-й и 4-й степени кавалер» Перовский выдал ему следующий паспорт: «По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича самодержца всероссийского и прочая, и прочая и прочая. Предъявителю сего венецианскому уроженцу священнику Минасу Медици, которой приметами: росту среднего, лицом чист, глаза серые, нос умеренный, волосы на голове темнорусые, борода темнорусая – от роду лет 42, следующему по Таврической губернии в продолжение трех месяцев от ниженаписанного <...> благоволено б было чинить туда и обратно на заставах. Пропуск дан сей за подписом и печатью моими в благополучном городе Феодосии февраля 10-го дня  1821 года». 30 марта 1821 года председатель Карасубазарского римскокатолического суда засвидетельствовал на копии паспорта: «Что сия копия пашпорта в Карасубазарском римскокатолическом суде по сличении с подлинным от слова до слова оказалась во всем верна в том суде сей подписом и приложением казенной печати свидетельствует» [1, л. 2].

16 мая 1821 года Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын направил Таврическому Гражданскому губернатору из Санкт-Петербурга запрос за номером 1376, в котором сообщает, что «в городе Карасубазаре находится армяно-католический иеромонах Менас Медици, прибывший в Россию, как он изъясняет, по паспорту нашего посланника в Вене, и которому в Феодосии выдан билет на проезд в Таврическую губернию сроком по 10-е число текущего месяца». В связи с тем, что иеромонах Медици изъявил письменное желание навсегда остаться в России, А. Голицын сделал запрос: «прошу ваше превосходительство уведомить меня, в чем состоит ныне его занятие, и не было ли какого случая, который подал бы повод к невыгодному об нем заключению?» [1, л. 1].

Исполняющий обязанности Таврического гражданского губернатора Иван Дмитриевич Тодоров направил приказ карасубазарскому полицмейстеру Ященкову за № 2078 от 6 июня 1821 года: «В городе Карасубазаре находится армяно-католический иеромонах Менас Медици, прибывший в Феодосию, как изъяснил он, по паспорту нашего посланника в Вене.

Вследствие полученного мною от г. министра Духовных дел и народного просвещения поручаю вам разведать и обстоятельно донести мне, в чем состоит <...> занятие означенного иеромонаха, и не было ли такого случая, который подал бы повод к невыгодному о нем заключению» [1, л. 3].

16 июня 1821 года карасубазарский полицмейстер Ященков направил Таврическому губернатору ответ, в котором сообщил: «В исполнение предложения вашего высокородия от 6-го числа сего июня за № 2078-м о католическом еромонахе Минасе Медици разведывал я скрытным образом и что он сначала его прибытия в здешний город с пашпортом от феодосийского градоначальника г. статского советника и кавалера Перовского данным 10-го дня сего года за № 32-м жительствует в доме церковном католической церкви принадлежащем, ведет себя весьма честно. Занимается чтением книг, обучением католических детей по армянски, и всегда бывает в церкви, имея здесь родственников из армяно католиков, весьма ученым и в церковном служении знающим. От Медици в других каких качествах <...> в поведении его сумнение его совсем незамечено, о чем вашему высокородию сим имею честь донести» [1, л. 4, 4 об].

Соответственно, министру А. Голицыну было направленно донесение от 20 июня 1821 года за номером 2252, что «Медици жительствует в доме, принадлежащем армяно католической церкви, ведет себя честно, занимается чтением книг и обучением юношества своей нации грамоте. Всегда бывает в церкви, имеет в Карасубазаре родственников, в худых поступках никаких незамечен» [1, л. 5].

Непродолжительное время спустя И. Д. Тодоров получил письмо от графа А. Ланжерона из Одессы от 6 июля 1821 года: «Милостивый государь мой, Иван Дмитриевич! В Карасубазаре имеет жительство армянский католический священник Минас. Покорнейше прошу Ваше Высокородие рекомендовать тамошнему полицмейстеру, дабы оказывал ему всякое должное сану его уважение, и в нужных случаях пособие и защиту.

Примите уверение в истинном моем к вам почтении и совершенной преданности, с которыми пребыть честь имею». Граф А. Ланжерон просил также И. Д. Тодорова передать отцу Минасу прилагаемое письмо [1, л. 6]. Соответственно, карасубазарский полицмейстер получил распоряжение за № 3494 передать Минасу Медици письмо А. Ланжерона, а самому иеромонаху «оказывать почет и защиту» [1, л. 7]. В ответном рапорте исправляющему должность гражданского губернатора Ивану Дмитриевичу Тодорову за № 1001 от 16 июля 1821 года карасубазарский полицмейстер Ященков доложил: «Препровожденное при предписании вашего высокородия от 11-го июля за № 2414-м письмо армяно-католическому иеромонаху Минасу Медици отдано за распискою, и при том должное к нему уважение и в потребном случае пособие чинено быть имеет. О чем вашему высокородию честь имею сим донести» [1, л. 8].

Согласно некоторым источникам, свое знаменитое путешествие, описанное в книге «Путешествие в Польшу и другие места, населенные армянами, выходцами из древнего столичного города Ани», Минас Медици совершил в 1825 году [2]. Сама книга была издана в 1830 году в Венеции на староармянском языке. Феодосийский историк Л. П. Колли так отозвался об этой книге: «Бывший некогда настоятелем карасубазарского армяно-католического прихода, патер Минас Медици, совершил во втором десятилетии минувшего XIX столетия, ученую поездку по всему югу России, от Днестра до Волги и Кавказа. В объемистой реляции об этой весьма сложной в то время поездке армянский путешественник описывает все лично им виденные достопримечательности. Касаясь всего, что могло привлечь его внимание в географическом, историческом, этнографическом, естество-испытательном отношении, о. Минас рисует картины степей, рек, морей, городов, церквей, развалин и, попутно, промышленной, торговой и религиозной жизни встреченных им во время путешествия народностей. По обильному материалу, реляция о. Минаса настолько ценна, что мы можем здесь только выразить желание увидеть когда-нибудь его труд переведенным на русский язык, тем более, что многое им виденное и описанное всего столетие тому назад уже безвозвратно исчезло с лица земли» [3, с. 30].

С того момента, как Л. П. Колли написал эти слова, прошло еще одно столетие. К сожалению, пожелание историка до сих пор не осуществилось: на русском языке до настоящего времени было опубликовано только несколько отрывков из книги Минаса Медици [3, с. 30-38, 4, с. 441-451; 5, с. 33-36].

Известна большая роль, которую сыграл Минас Медици в жизни Гавриила Айвазовского, будущего архиепископа. Гавриил родился в 1812 году в Феодосии, первоначальное образование получил в армянском приходском училище и в Феодосийском уездном училище. В 13-летнем возрасте отец отдал Гавриила в Карасубазар для обучения Минасу Медици, который был известен как педагог и писатель. Заметив в молодом Айвазовском большие способности и охоту к учению, Минас Медици отправил его в 1826 году в Венецию, где Гавриил приобрел обширные сведения в науках, в 1830 году был пострижен в монахи и причислен к братству мхитаристов, а в 1834 году возведен в сан священника [6, с. 435-443].

Одно из дел, хранящихся в Государственном архиве Республики Крым, свидетельствуют о том, что Минас Медици владел садом в Судакской долине. В 1831 году судакские помещики, поддержанные Таврическим гражданским губернатором А. И. Казначеевым, выступили с инициативой об учреждении в Судаке почтовой конторы. А. И. Казначеев сообщил феодосийскому земскому исправнику в письме за № 10187 от 17 ноября 1831 года: «Граф Федор Петрович Пален по отзыву г. главноначальствующего над почтовым департаментом, сообщает мне, что казна по малости в Судаке почтового дохода не может принять там содержание почтовой конторы на себя; посему помещики и купечество, желающие иметь в Судаке почтовую контору и согласных принять содержание ее на свой счет, по примеру тому, как в некоторых других местах почтовые конторы содержатся не от казны, а от помещиков, градским обществом, и про то надлежит им прислать оформленную просьбу в почтовый департамент» [7, л. 1]. А. И. Казначеев предложил судакским помещикам собрать общее совещание и сделать добровольную раскладку «к ежегодному в назначенное время взносу известной суммы, с утверждением оной при договоре, приготовить по содержанию почтового департамента формальную просьбу и потом уже оную прислать мне для представления по принадлежности» [7, л. 1]. В ноябре 1831 года был составлен список судакских садовладельцев с проставленной против каждой фамилии суммы, ежегодно выделяемой на содержание почтовой конторы в Судаке. В списке присутствует подпись «карасубазарского армянского католического священника Минаса» и указана сумма 6 рублей [7, л. 5]. Кроме Минаса Медици, в списке значатся и другие армяне: купец Альянаков (сумма 12 рублей, подпись на армянском языке), Качук Давлетов (сумма 25 рублей, подпись на армянском языке), Э. Карамурза (сумма 15 рублей, подпись на армянском языке), Гаврила Карамурза (сумма 10 рублей, подпись на армянском языке), Качадур Карамурза (сумма 10 рублей, подпись на армянском языке), армянин Кулаков (сумма 6 рублей, без подписи), а также армянский монастырь[1] (без указания суммы) [7, л. 5-6].

18 октября 1833 года Таврический гражданский губернатор А. И. Казначеев направил в карасубазарскую полицию следующее отношение: «Государь Император, по положению комитета Г.г. министров, в 12 день минувшего сентября Высочайше повелеть соизволил: «в построенной в Карасубазаре священником Минасом Медици армяно-католической каплице дозволить совершать Богослужение по обряду сего исповедания».

О таковой Высочайшей воле, сообщенной мне г. Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором в предписании от 6 сего октября за № 282-м, я предписал карасубазарской градской полиции и предлагаю губернскому правительству по исполнительной экспедиции для сведения» [8, л. 1].

Книга «Путешествие в Польшу…» была не единственной работой, созданной Минасом Медици в Крыму. В ГА АРК хранится «Отношение Управления Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора Таврическому губернатору о разрешении настоятелю Карасубазарской армяно-католической церкви священнику Минасу Медици выезда в Венецию на 2 года для печатания в армяно-католической академии, составленной им многоязычной грамматики» от  7 декабря 1845 года [9, л. 1, 1 об]. В 1846 году Минас Медици, находившийся уже в преклонном возрасте, навсегда покинул Крымский полуостров.

 

Список литературы

 

ГАРК, Ф. 26, оп. 1, д. 5448
Об остатках древних армянских церквей в Феодосии // Радуга. Журнал учено-литературный и политический, издаваемый в Феодосии, при армянском халибовском училище. – ноябрь, 1860.
Колли Л. П. Из «Путешествия по Южной России» о. Минаса Медицы // ИТУАК. – 1910. – № 44.
Армянские древности Таврического полуострова // ЗООИД. – Одесса, 1877. – т. 10. –  отд. 3.
Минас Бжишкян. Кеозлев или Евпатория //Сурб-Хач. – № 2. – Симферополь, 1996.
Караулов Г. Архиепископ Габриэл Айвазовский (некролог) // ЗООИД. – 1881. – Т. XII. – отд. 3.
ГАРК, Ф. 3, оп. 1, д. 10.
ГАРК, Ф. 27, оп. 1, д. 3565.
ГАРК, Ф. 26, оп. 1, д. 14846.

 

[1] Имеются в виду земли, принадлежавшие монастырю Сурб Хач в Айсавской долине вблизи Судака. Согласно межеванию, произведенному 22 июля 1832 года младшим землемером межевой конторы губернским секретарем Поповым, «В Айсавской долине во владении Старокрымского Армянского Георгиевского монастыря духовенства онаго» состояло «внутри того владения обмежеванного одною окружною от всех смежных  владельцев межою по нынешней мере и по изчислению земли состоит пустопорожней удобной для пастьбы скота и разведения садов 11 десятин 187 сажен, под виноградным садом 4 десятины 1055 сажен, под строением избы 18 сажен, под проселочною дорогою и половинами оных 1125 сажен, под истоками оврагов и крутостию гор 141 сажень. А всего во всей окружной меже 16 десятин 126 сажень и за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли 15 десятин 1216 сажен. В оном саду в поселении состоит изба» [ГА АРК, Ф. 377, оп. 11, д. 729-730].

Автор: А. Д. Тимиргазин