Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость»

Башня Паскуале Джудиче

Расположена между башнями безымянной и полукруглой. Описана А. А. Фоминым в 1930 г., археологически исследовалась И. А. Барановым в 1984 г. Сохранилась геральдическая плита с именем консула Паскуале Джудиче и датой 1392 г.. На примере башни Паскуале Джудиче можно проследить конструктивные особенности и устройство башен Солдайи. Башни в основном были трехстенными и четырехъярусными. Нижний ярус, защищенный стенами с четырех сторон, обычно являлся складом для вооружения и боеприпасов.

Стены второго яруса, прорезанные узкими вертикальными амбразурами, предназначались для стрельбы из луков и арбалетов. В стенах третьего этажа находятся широкие прямоугольные окна, через которые осуществлялась стрельба баллист — метательного аппарата в виде большого арбалета, с помощью которого в сторону противника летели ядра весом 6-8 кг и заточенные массивные деревянные стрелы.

Верхний, четвертый ярус, находился под защитой зубцов. В большинстве башен на первом этаже находились караульные помещения с печами для обогрева в зимнее время. Наличие их предполагает устройство кровельного перекрытия над зубцами большинства генуэзских башен Солдайи. Со стороны внутрикрепостного пространства эти башни до уровня второго яруса закрывались дополнительными стенами с проёмами, сделанными из дерева или сырцового кирпича.

В каждое оборонительное сооружение генуэзцы вмуровывали плиты, где содержалась информация о времени строительства и принадлежности постройки. В верхней части такой плиты обычно находится несколько строк латинского текста.

Например: “Это здание повелел построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа 1392 года”. В нижней части плит находится поле, где изображено три щита с гербами. На центральном — герб Генуи, слева от него — герб генуэзского дожа — высшего административного лица генуэзской республики, справа герб рода Джудиче, из которого происходил консул, построивший башню.

Поле, в котором находятся гербы, заполнено своеобразным орнаментом, который получил у искусствоведов название “сельджукского стиля”. Этот стиль получил распространение в Малой Азии в период господства турок-сельджуков и был характерной особенностью монументального искусства стран Закавказья и Византии XII-XV вв.

Появление такого орнамента на плитах западноевропейского происхождения свидетельствует о том, что плиты изготавливались на месте греческими или армянскими артелями ремесленников. Местными были и строители, выполнявшие работы в крепости, а итальянцы были только заказчиками сооружений.

Стены второго яруса, прорезанные узкими вертикальными амбразурами, предназначались для стрельбы из луков и арбалетов. В стенах третьего этажа находятся широкие прямоугольные окна, через которые осуществлялась стрельба баллист — метательного аппарата в виде большого арбалета, с помощью которого в сторону противника летели ядра весом 6-8 кг и заточенные массивные деревянные стрелы. Верхний, четвертый ярус, находился под защитой зубцов. В большинстве башен на первом этаже находились караульные помещения с печами для обогрева в зимнее время. Наличие их предполагает устройство кровельного перекрытия над зубцами большинства генуэзских башен Солдайи. Со стороны внутрикрепостного пространства эти башни до уровня второго яруса закрывались дополнительными стенами с проёмами, сделанными из дерева или сырцового кирпича.