Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник «Судакская крепость»

История

Из многочисленных архитектурных достопримечательностей Крыма более всего поражает Судакская крепость. Целостная оборонительная система средневекового города прослеживается во всех деталях. Отсутствие современной застройки выгодно подчеркивает уникальность памятника и способствует проведению широкомасштабных археологических и архитектурных исследований. Судакская крепость представляет значительный интерес и как памятник культуры международного значения. Она привлекает внимание всех, кто стремится познать прошлое Крыма.

В результате археологических и архитектурных исследований, реставрационных работ, проведенных за три десятилетия на территории Судакской крепости, значительно расширены хронологические рамки существования города. Ученые установили, что со середины VII в., задолго до появления генуэзцев в Северном Причерноморье, на этой территории в течение нескольких веков существовал защищенный оборонительными сооружениями византийский город Сугдея — торгово-экономический и политический центр региона. Это дало основания ученым и специалистам называть крепость не Генуэзской (такое название она имела длительное время), а Судакской.

Благодатный климат и выгодное географическое расположение Крымского полуострова, в особенности его южного побережья, издавна привлекали к себе внимание многих народов. На протяжении античного и средневекового периодов греческая культура активно влияла на народности, сменявшие в Крыму одна за другую. В конце античного периода почти все население Северного Причерноморья, независимо от этнической принадлежности, крепко усвоило основные черты эллинистической культуры и начало воспринимать греческий язык в качестве языка культуры и образования.

Согласно средневековой легенде, крепость Сугдея была основана в 212 году. В начале III в. почти весь горный Крым вошел в состав Боспорского царства. Для контроля за территорией царства и для борьбы с пиратством было основано несколько пунктов, где дислоцировались отряды боспорских воинов. Одним из таких пунктов стала Сугдея, к тому времени представлявшая собой небольшой наблюдательный пункт и пристань. С последующим развитием города первоначальное поселение было почти полностью разрушено, поэтому археологические материалы того времени незначительны: несколько монет, небольшие фрагменты мраморных декретов и алтарь, посвященный богу моря — Посейдону.

В письменных источниках город Судак зафиксирован под разными названиями: в греческих — Сугдея; в западноевропейских — чаще всего Солдайя; в персидских, арабских и турецких — Сугдак и Судак. Современное название города близко к восточным формам, а также к начальному топониму, происходящему от древнеиранского слова “сугда” (в переводе — «чистый» или «святой»).

В позднеантичный период население Крыма в целом вело свое происхождение от ираноязычных племен, среди которых в III cт. наиболее властным и многочисленным было племя алан. Невзирая на значительное влияние греческой культуры, в языке жителей восточного Крыма длительное время сохранялась присущая ей система собственных имен и географических названий. Некоторые из них дошли до нынешних времен. Поэтому немало ученых считают, что аланы были первыми жителями Сугдеи.

В VI в.  Южный Крым постепенно входит в состав Византийской империи. Вдоль южного побережья Таврики сохранились остатки системы византийских укреплений, одно из  которых возникает во второй половине VII в. в Сугдее, а наличие здесь византийского таможенного пункта свидетельствует о том, что город играл значительную роль в торговле Византийского государства.

В конце VII в.  в юго-восточный Крым начинают проникать тюркоязычные племена входившие в состав Болгарской конфедерации, а затем Хазарского каганата. Они селились у византийских крепостей. Хазарский каганат, окончательно  сформировавшийся к началу VIII в., был к тому времени наибольшим государственным образованием Восточной Европы. Это государство было конфедерацией кочевых и оседлых племен (алан, болгар, славян) объединенных военной силой хазар. В Сугдее в первой половине VIII в. располагалась ставка Хазарского чиновника — тудуна.

С VІII в.  значительную роль в формировании мировоззрения жителей города играет христианство. Миссионерская деятельность христианских проповедников особенно активизировалась в период иконоборчества в Византии. Внутренние социальные конфликты, уменьшение территории привели к оттоку населения из центральных областей. В первой половине VIII в. в Сугдее была учреждена епископия, одним из первых настоятелей которой стал святой Стефан, ставший впоследствии небесным покровителем города. Благодаря влиянию греческого христианства на протяжении почти всей истории города,  большинство населения владело греческим языком и исповедовало православное христианство.

После краха Хазарского каганата в конце Х в.  власть в Судаке, как и во всем юго-восточном Крыму, переходит к Византийской империи. Ремонтируются старые и строятся новые оборонительные сооружения, активно застраивается внутрикрепостное пространство.

Х–ХIII век — период наивысшего развития города. Он становится значительным торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Судака соединяет страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, Евразийские степи — со странами Северной Африки, Ближнего Востока и Западной Европы. Богатство и роль города в международной торговле не могли не привлечь внимание сильных в военном отношении соседей.

С конца ХІ в.  город попадает под протекторат половцев, которые на условиях выплаты дани гарантировали жителям защиту от внешних врагов. Однако им не всегда удавалось выполнить свои обязательства. Когда в 1228 г. к Судаку подошла эскадра турецкого сельджукского султана Ала-Ед-Дина-Кей-Кубада, на защиту города выступил десятитысячный отряд половцев. Однако он потерпел поражение, и турки захватили Судак. Этот поход был эпизодом в условиях войны между Ионийским султанатом и Трапезундской империей, в состав которой входил город.

27 января в 1223 года под стенами Судака впервые появились монгольские войска. 26 декабря 1239 г., после похода на северо-восточную Русь, монгольское войско Бату-Хана во второй раз появилось у Судака. Население из страха перед завоевателями покинуло город.

С образованием Золотоордынского государства, столицей которого был город Сарай-бату на нижней Волге, Судак, как и вся юго-восточная часть полуострова, вошел в состав Крымского улуса Золотой Орды. Начиная с 1249 года администрация улуса ежегодно собирала дань в интересах золотоордынского хана.

Со второй половины XIII в.  на рынки Черноморского побережья все активнее проникают купцы из Западной Европы, преимущественно из двух североитальянских городов — Венеции и Генуи. Их привлекали выгодные условия торговли со странами Дальнего Востока и Средней Азии, сложившиеся здесь после образования большой Монгольской империи. Заплатив трехпроцентную пошлину, купцы получали от имени монгольского хана гарантированное право, ничем не рискуя, пересекать континент от Черного моря к Желтому. Поэтому за владение портами на побережье Черного моря между представителями разных государств продолжалась ожесточенная борьба. Около 1260 года Генуя основала большую торговую факторию Каффу (современная Феодосия), которая находилась в 50 км к востоку от Судака. В Солдайе (так называли Судак итальянцы) с 70-х годов XIII в.  укрепились венецианцы. В городе имел собственный дом венецианский купец Маттео Поло, которого посещал племянник и известный путешественник Марко Поло. Формально Солдайя не подчинялась Венеции, а находилась в зависимости от хана Золотой Орды.

В первой половине ХІV в.  золотоордынские наместники Крыма, под предлогом религиозной борьбы изгнали из города христианское население города и приказали снести крепостные стены.

В Золотой Орде после смерти хана Бердибека (1359) начались борьба за трон, главную роль в которых играл беклярибек Мамай. Периодом смут, который продолжался вплоть до конца в 1380 года, успешно воспользовалась Генуя. Их военные отряды захватили почти все Крымское побережье, постепенно вытеснив представителей золотоордынской администрации. 19 июля 1365 года генуэзский отряд, как сообщает один из письменных источников, “занимает высоты Сугдеи”.

С этих пор началось возобновление городской инфраструктуры — крепостных стен и общественных зданий. Сначала генуэзцы построили цитадель на вершине горы, а большую часть города окружили земляным валом. Восстановление внешней линии обороны началось не позже в 1385 г.

Территория генуэзской Солдайи разделялась крепостными стенами на три части: цитадель — замок св. Ильи, нижний город — крепость Святого креста и портовое предместье. Для охраны Солдайи генуэзская администрация нанимала от 20 до 80 солдат — степендиариев, за достаточно высокую плату. Однако наемных солдат было маловато не только для защиты крепости, но и даже для ее охраны. Поэтому мужское население города должно было в ночное время в порядке очереди охранять крепостные стены. За уклонение от этой обязанности администрация налагала на нарушителей штрафы.

Пространство внутри крепостных стен, в настоящее время пустующее, времена было застроено жилыми домами и культовыми сооружениями. Жилые дома Солдайи располагались на террасах, которые спускались по склонам крепостной горы. От севера к югу протянулись пять улиц, соединенных узкими переулками, которые проходили по краям террас. Дома были многоэтажными. Нижний этаж — каменный — использовался в хозяйственных целях. Второй, а иногда и третий этажи делались из дерева или сырцового кирпича (самана).

Из письменных источников известно, что на территории города находилось несколько больших христианских храмов и много небольших часовен. Как свидетельствуют археологические исследования, за пределами крепостных стен (на расстоянии до одного километра) располагались постройки городского посада с усадьбами, где жили ремесленники и размещались их мастерские. По нормам средневекового городского права, любое производство, связанное с огнем (гончарное, металлообрабатывающее и т.д.), выносилось за пределы городских кварталов. При размещении ремесленных мастерских учитывалось даже господствующее направление ветра, во избежание попадания искр на здания.

На каждом сооружении генуэзцы устанавливала закладную плиту с информацией о времени строительства и принадлежности строения. В верхней части плиты обычно содержалось несколько строк латинского текста. Например, надпись на одной из плит дословно переводится так: “Это сооружение приказал построить благородный муж и достопочтенный консул Солдайи Паскуале Джудиче в первый день августа в 1392 года”. В нижней части плиты изображено три щита с гербами: на центральном — герб Генуи, влево от него — герб генуэзского дожа (высшего административного лица Генуэзской республики), справа — герб рода, из которого происходил консул.

Время господства Генуи в Солдайе продолжалось с 1365 по 1475 год. После падения Константинополя в 1453 году и захвата турецкими султанами черноморских проливов связь генуэзских колоний с метрополией осложнилась, а Черное море постепенно превратилось во внутреннее море Османской империи. 31 мая 1475 г. к Крыму подошла эскадра турецкого полководца Кедук Ахмед Паши. Сначала турецкое войско взяло Каффу — столицу генуэзских колоний на Черном море. В отличие от Каффы, Солдайя мужественно защищалась. По известному преданию, ее последние защитники закрылись в одной из наибольших церквей и продолжали оказывать сопротивление даже после захвата врагом всего города.

Находясь под властью Османской империи, Судак стал центром судебно-административного округа — кадылыка. Согласно переписи 1542 года, в городе проживало 248 греческих, 27 армянских и 24 мусульманские семьи. Защищал крепость турецкий гарнизон в составе 10–30 солдат. Этого количества воинов едва хватало для обороны полуразрушенных стен Судака. В первой половине XVII в., когда запорожские казаки начали походы на Крым, жители города из опасения перед военными конфликтами разбежались по окружающим селам, подальше от побережья. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетив Судак во второй половине XVII в., не застал здесь ни одного мирного жителя.

За турецкий период в Судаке построено две большие мечети. Одна из них содержалась в центральной части крепости и имела название Аджу-Бей-Джами. Ее фундаменты археологи открыли в 1992 году.

В 1771 году, во время российско-турецкой войны 1768–1774 годов, отряд российских войск без боя занял город. В Судакский крепости квартировал гарнизон, состоящий из кавалерийской роты Кирилловского полка. Во время строительства казарм для российского гарнизона было окончательно разрушены здания, которые до той поры сохранялись на территории крепости. Гарнизон простоял в Судаке до 1816 года.

В настоящее время на территории древнего города музей “Судакская крепость”.

Почти все архитектурные объекты, сохранившиеся на территории города-крепости на сегодня, построены в период присутствия генуэзцев (1365–1475). Постройки возводились под контролем, поэтому в них часто повторяются архитектурные мотивы и приемы фортификационного строительства Западной Европы.

Территория музея составляет 29,5 га. Из архитектурных сооружений X–XV в.  сохранились оборонительные стены, башни Дозорная (Девичья) и Астагуэрра (Портовая), Консульский замок, мечеть, храмы Двенадцати апостолов и католического собора Девы Марии, остатки городской застройки, приморское укрепление VI в.  и тому подобное.